Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Category:

Прощание с ивановским трамваем

До конца недели внимание большинства ивановских блоггеров будет приковано к событиям очередного кинофестиваля "Зеркало". Плёс с энтузиазмом принимает и расселяет участников, но дорога к нему все же лежит через областной центр. А тут могут быть два варианта - автомобильно-автобусный и железнодорожный.
В понедельник утром, выходя с плацкартного вагона московского поезда, я услышал мужской голос, вопрошающий, есть ли среди пассажиров  гости фестиваля?
Такая забота о прибывших тронула меня, потому что если вас не встречают на ивановском ж.д. вокзале ваши знакомые, то значит на выходе вас ожидает сюрприз - гарантированная встреча с самой Ольгой Генкиной, а точнее с ее головой!
IMG_3559

Уверен, не каждый читатель моего журнала знает, чем прославилась Ольга Михайловна и за какие заслуги ей памятник такой огромный отгрохали.
Попробую в двух словах освежить воспоминания. Ольга Михайловна Генкина ( ака "Соня" ) осенью 1905 года прибыла в наш город с важным большевистским партзаданием и чемоданом, полным оружия и взрывчатки. Внимательные грузчики заинтересовались, что за тяжесть везет хрупкая на вид девушка, и заглянули в чемоданчик. Иваново-вознесенские грузчики были в то время совершенно не сознательным и беспартийным элементом, а если и вступали в партию, то не мелочились - сразу в какой-нибудь "Союз Михаила-Архангела". Поэтому в силу своей политической непродвинутости, суровые мужички порешили "Соню" прямо на привокзальной площади, без решения господ присяжных заседателей и прочих формальностей. За свою героическую и мученическую смерть революционерка была удостоена сразу двух маленьких памятных знаков у старого и нового вокзалов. А в последней четверти 20-го века в самом центре сквера напротив появился постамент с головой...


На самом деле памятник называется "Молодым революционеркам текстильного края" и к Ольге Михайловне имеет очень далекое отношение. Честно сказать, даже голова принадлежит не ей, а даме сердца скульптора, но горожане все равно в массе считают, что это сама Генкина и есть. Тем более, что привокзальные памятные знаки растерзанной революционерке бесследно исчезли энное количество лет назад, несмотря на декларируемую защиту государства и нахождение в охранных списках ( по сей день, кстати! )
Когда-то за затылком девушки красовались на крыше "сталинской" пятиэтажки огромные буквы "ИВАНОВО - РОДИНА ПЕРВЫХ СОВЕТОВ"
ploshad-genkinoj2

Теперь про этот бренд вспоминать никто уже не хочет.
IMG_3564

Напрасно будут ждать трамвая сошедшие с поезда гости города. Эти рельсы уже давно никуда не ведут.
IMG_3571

Прокладка трамвайных путей началась в Иванове 80 лет назад. Это была поистине "народная" стройка - большая часть работ была выполнена во время субботников и воскресников, а энтузиасты собирали металлолом и медь. Ивановцы искренне верили, что их город станет одним из ведущих трамвайных центров страны. Но 1 июня 2008 года вагоны вышли на маршрут в последний раз. Этот снимок ничем не примечателен, кроме даты: 01.06.08
IMG_9440

Стало известно, что группа активных граждан обратилась в мэрию с просьбой организовать акцию "Прощание с трамваем". В те годы социальные сети не обладали распространением и влиянием, которое имеют сейчас, а потому поздним вечером у депо собралось не так уж и много народа: в основном журналисты и представители городской власти. Из ворот тем временем выкатывался номер "283"
IMG_9447

IMG_9458

Вскоре появились и организаторы акции.
IMG_9463

И сразу стали общаться с представителями прессы.
IMG_9466

Выяснилось, что пришли эти люди не протестовать, а достойно проводить в последний рейс свой любимый вид городского транспорта. Я не помню уже их имен, поэтому в дальнейшем буду называть их лидера "сознательным гражданином"
IMG_9472

№283 не спешил распахивать двери и был заменен 295-м
IMG_9492

IMG_9497

IMG_9499

Сознательный гражданин выступил с подножки 295-го с трогательной речью. "Прощай мой друг - ты останешься в моем сердце навеки!"
IMG_9503

IMG_9518

В последний раз вагоновожатую пассажиры одарили на рабочем месте цветами. Не удивлюсь, что заодно и в первый..
IMG_9526

IMG_9536

Осторожно, двери закрываются...Поехали!
IMG_9543

Все пассажиры получили исторические билеты на последний рейс
IMG_9554

В салоне витала легкая грусть и ностальгия...
IMG_9557

но вскоре в руках пассажиров стала появляться одноразовая тара...
IMG_9562

детям - шоколадку, кондуктору - цветы, остальным - шампанское!
IMG_9566

IMG_9569

IMG_9570

IMG_9572

IMG_9580

IMG_9585

Безобразие! Распитие спиртных напитков в общественном транспорте! Куда только милиция в тот день смотрела)))
IMG_9588

IMG_9600

IMG_9548

IMG_9601

IMG_9611

Периодически вагон останавливается для подсъемок и во время одной из таких остановок обнаруживается преследователь. И кто же он?!
IMG_9614

Тот самый № 283!
IMG_9640

Он все-таки вышел на маршрут с теми немногими зрителями, наблюдавшими за отправлением нашего трамвая. Не знаю, осознавали ли они, что именно их рейс по факту стал последним, но обстановка в их вагоне была более раскрепощенной!
IMG_9643

мы же тем временем миновали самую дальнюю точку маршрута.
IMG_9646

IMG_9673

У вокзала вагоновожатая покинула кабину, чтобы перевести стрелки
IMG_9759

IMG_9704

А к нам присоединился тогдашний мэр города, подписавший ивановскому трамваю смертный приговор
IMG_9720

Уверен, что Александр Фомин не жалеет о принятом тогда решении и до сих пор считает, что именно благодаря ликвидации трамвая, наш город по автомобильным пробкам не догоняет Москву
IMG_9750

Еще одна прощальная речь. Цветы на этот раз предназначены нашему вагону!
IMG_9775

IMG_9783

Зрители стали расходиться по домам, а №295 под приветственные крики не спеша отправился в небытие
IMG_9793

IMG_9762

Через несколько минут начался новый день, 2 июня 2008 года, ставший официальной датой кончины ивановского трамвая.
IMG_3561

Вот какую историю откопал я в своем архиве!
Tags: Иваново, автостарина, город, жизнь, репортаж, трамвай, фото
Subscribe

  • Минус один Кадников

    Медленно, но неотвратимо созидательная рука рынка выкорчевывает ивановское архитектурное наследие. В прошлом году жертвой "почетных"…

  • Умер Сергей Сотов

    Несколько дней назад умер владимирский художник Сергей Сотов, местная достропримечательность и самый знаменитый дворник города. Он прославился…

  • Красивый швейцарский автобус

    Вот какие красивые автобусы рассекали по швейцарским улочкам полвека с лишним назад. Марка и производитель мне неизвестны. Как и автор снимка.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments