Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Category:

Зеркало-2019. День шестой. Субъективный обзор некоторых фильмов

272.jpg

Самым интригующим событием этого дня стала презентация "Внуковского архива". При совместном упоминании слов "архив" и "зеркало" в разговорах, обычно, всплывает знаменитый "архив Тарковского", купленный на аукционе "Сотбис" несколько лет назад Михаилом Менем и попечителями фестиваля, а затем подаренный Музею Андрея Тарковского. Знаменито это собрание документов, уместившееся в двух чемоданчиках, главным образом, совершенно непостижимой ценой, уплаченной за него. Больше полутора миллионов полновесных британских фунтов стерлингов! Тогда многие специалисты кулуарно высказывали мнение, что за покупкой скрывается некая финансовая схема, косвенным доказательством которой служило приглашение в состав жюри представителя Ларса фон Триера, чье желание завладеть архивом взвинтило цену, минимум, в сотню раз. То ли это было извинение перед Ларсом, что мы оказались богаче, то ли благодарность за то, что бился до последнего. Что ж, некоторые уголовные расследования последних лет и густые посадки ивановских чиновников, добившихся высот политической власти во времена правления Михаила Меня, показывают, что именно на те годы пришелся расцвет мутных "схем" с участием далеко не последних должностных лиц Ивановской губернии. Как бы то ни было, "архив Тарковского", в конечном итоге, оказался в Юрьевце. Поэтому подарков ожидали и от организаторов презентации "Внуковского архива"


Наследники Григория Александрова и Любови Орловой, мягко говоря, не очень бережно отнеслись к наследию самой звездной пары советского кинематографа. Уникальный гардероб примы отечественного кино очень скоро оказался на свалке, а бумажные документы, хранившиеся на даче во Внуково, на протяжении десятилетий разбазаривались и разворовывались многочисленными арендаторами. Когда известный меценат и коллекционер, адвокат Александр Добровинский приобрел эту дачу у внука Александрова, в нагрузку к ней он получил и остатки архива. Неожиданно для покупателя, остатков этих оказалось очень много. Тысячи фотографий, рисунков, писем, афиш и других артефактов. Возникла идея вернуть, по возможности, утраченные документы, приобрести новые, систематизировать и сделать доступными для широкой публики. Благая цель и великое делание! Через несколько лет кропотливой работы было издано три увесистых тома в прекрасном полиграфическом исполнении. Приобрести их практически нереально, тираж - 500 экземпляров, лишь малую часть планируется распродать на аукционах, остальное дарится. Всего будет выпущено 12 томов, а затем станет доступна и электронная версия.
Ожидалось, что представлять книги будет сам Добровинский, но до Иванова доехала лишь его фотография.
273.jpg

Вместо мецената презентацию провели фоторедактор и хранитель архива Анна Шпакова и киновед Петр Багров
274.jpg

275.jpg

В самом начале, говоря о ценности архива, Анна Шпакова объявила, что именно в нем можно найти ответ на такие животрепещущие вопросы как была ли у Орловой связь со Сталиным и вступал ли Александров в интимные отношения с Эйзенштейном?
276.jpg

Далее последовал очень интересный рассказ о работе над документами с демонстрацией некоторых находок.
277.jpg

278.jpg

279.jpg

280.jpg

281.jpg

В конце встречи три комплекта, включающие три первых тома роскошного издания, были подарены Ивановской области, музею Тарковского в Юрьевце
282.jpg

и художнику по костюмам Надежде Васильевой. Где-то я читал, что по условиям Добровинского в дар должны отдаваться сразу все 12 томов. Поэтому счастливым обладателям первых книг нужно внимательно следить за выходом новых и не стесняться напоминать о себе, учитывая скорость выхода издания в свет: один том за один год!
283.jpg

Так что же с любовными связями со Сталиным и Эйзенштейном? - спросил я, когда народ уже разошелся. В ответ было предложено дождаться выхода всех 12 томов и самостоятельно изучить вопрос )))
284.jpg

Затем Багров и Васильева представили крайне немногочисленной публике (на презентации архива народу было в разы больше) фильм Григория Александрова "Светлый путь".
289.jpg

Интересно, в каком году эта лента в последний раз собирала полные залы? В Иванове фильм показали в рамках программы "Костюм в кино"
290.jpg

В главной роли, естественно, Любовь Орлова.
291.jpg

Только здесь (по мнению Васильевой) можно найти кинокадры со знаменитыми ивановскими агитационными тканями. Съемки проводились в цехах Вичугской фабрики имени Ногина.
292.jpg

К сожалению, дождаться уникальных кадров с агиттекстилем не удалось, потому что в главном зале начинался показ очередной ленты из программы "Свои"
296.jpg

"Юмориста" представил исполнитель главной роли Алексей Агранович.
297.jpg

Он сразу предупредил, что фильм не о борьбе художника со властью и кино о юмористе вовсе не обязано быть смешным
301.jpg

Впрочем, атмосфера в зале говорила о том, что поначалу зритель Аграновичу не сильно поверил.
303.jpg

304.jpg

302.jpg

298.jpg

299.jpg

"Юморист", в целом, действительно, оказался совсем не смешным. Хотя юмора в нем было достаточно много и разного, и хорошего и ниже пояса.
305.jpg

Борис Аркадьев - популярный советский эстрадный юморист середины 80-х годов. У него есть все, о чем может мечтать стремящийся к славе человек: поклонники и поклонницы, высокие гонорары, любовь простого народа и власть предержащих, его тексты издаются за счет государства, юные красотки выстраиваются в очередь, чтобы оказаться с ним в одной постели. Но ничто из этого уже не радует мэтра. Ему не хватает свободы, начальство не дает говорить со сцены то, что ему хочется, а публика и не желает слышать ничего нового, она требует бесконечного повторения любимых ею и ненавидимых автором старых шуток.
307.jpg

У Аркадьева налицо кризис среднего возраста: он не понимает и даже не пытается понять собственного сына, случайные амурные связи не приносят былого удовольствия, все прежде им самим написанное вызывает у него отвращение, диссиденты презирают его за лояльность к режиму, а сам он тяготится "опекой" со стороны всесильных "органов". И при этом "не выездной", о сладкой заграничной жизни он узнает из рассказов друзей, в том числе и о "камеди клабах", где выступающий обращается к зрителю напрямую, поднимая на смех и даже оскорбляя своих слушателей.
306.jpg

И вот у Аркадьева появляется шанс примерить на себя роль стендапщика в необычной аудитории, целиком состоящей из высших и старших офицеров спецслужб. И его выступление оказывается в прямом смысле слова убийственным для некоторых из присутствующих и вполне себе эпохальным для развития свободы слова в нашей стране...


Саундтрек к фильму записал известнейший в молодежных кругах рэпер FACE


Если бы не "Юморист" я бы, наверное, о Фэйсе так бы и не узнал никогда. Впрочем, как показали кассовые сборы, поклонники этого растатуированного молодого человека в кинотеатры на серьезное кино не ходят.
308.jpg

Удивительно, но фильм, с треском провалившийся в российском прокате, на "Зеркале" собрал, пожалуй, самое большое количество участников Q&A.
309.jpg

Даже стоять было негде.
313.jpg

Вопросы сыпались со всех сторон
310.jpg

311.jpg

Говорили, в основном, не о фильме, а о жизни, сегодняшней и той, подцензурной,
312.jpg

давным-давно ушедшей и такой живой в памяти
314.jpg

Алиса Хазанова до сих не может забыть выражение глаз своей матери, когда ее отца после очередного громкого выступления вызвали в КГБ. Тут стоит отметить блестящее решение выбрать именно Алису на роль жены Аркадьева.
319.jpg

Конечно, не стоит проводить параллели с теми временами. Жизнь изменилась кардинально и творческая жизнь художника сейчас практически не зависит от государственной машины. Слишком много появилось новых линий коммуникаций, которые просто невозможно поставить под тотальный контроль. Да взять хотя бы автора саундтрека, паренек получил свою многомиллионную аудиторию благодаря интернету.
315.jpg

316.jpg

317.jpg

318.jpg

В фильме, конечно, затронуто много других пластов, никак не связанных с государством. Где границы дозволенного, как отличить дар от проклятия, должен ли творец быть хорошим человеком и многое другое.
Агранович не считает своего персонажа положительным героем. У него есть много недостатков, главный из которых - пошлость. На мой взгляд, его главной проблемой является излишняя зацикленность на себе и нелюбовь к окружающим, в частности, а заодно и ко всему человечеству, вообще. И судьба в финале играет с ним свою, впрочем, не слишком уж и злую шутку.
320.jpg

321.jpg

322.jpg

323.jpg

Остается гадать, почему это достойное и хорошо сделанное кино провалилось в прокате. Критики склонны винить маркетинговые просчеты продюсеров и нетаргетированную промо-компанию.
324.jpg

Но мне кажется, что возрастной зритель просто не готов повернуться лицом к своему прошлому, а молодежь к нему безразлична. Что лишний раз подчеркивает пропасть между эпохами, в которые мне довелось жить.
325.jpg

326.jpg

327.jpg

328.jpg

Затем настала очередь еще одной ленты из программы "Свои".
329.jpg

Фильм Ларисы Садиловой "Однажды в Трубчевске" представили продюсер Лариса Шнайдерман
330.jpg

и актер Юрий Киселев
331.jpg

332.jpg

Стоит отметить, что в фильме только четыре роли достались артистам, остальные исполняют жители Трубчевска.
333.jpg

334.jpg

335.jpg

В основе сюжета лежит история, случившаяся в реальности с жителями соседнего с Трубчевском городка. Необязательный, вроде бы, адюльтер между соседями, при абсолютно благополучной семейной жизни обоих. Главную роль исполняет дочка продюсера Кристина Шнайдерман, она же Кристина Шнайдер, она же певица Kristii
336.jpg

337.jpg

338.jpg

Решение режиссера довериться непрофессиональным актерам отсылает к "Истории Аси Клячиной". Даже Кончаловскому не везде удалось естественно слить в единое целое блистательную игру Ии Савиной и непосредственность ее партнеров по фильму. Не везде это удалось и Ларисе Садиловой. Где-то жители Трубчевска ни в чем не уступали профессионалам, где-то не дотягивали, а одна безымянная бабушка просто затмила главных героев. Ни дать ни взять Платон Каратаев собственной персоной, только в юбке!


Отличный фильм, рекомендую всеми фибрами души. Пожалуй, самая добра лента, если не всего фестиваля "Зеркало-2019", то уж, как минимум, программы "Свои". Кино, по которому соскучился зритель, в том числе и иностранный. "Однажды в Трубчевске" участвовал в одной из каннских программ этого года и получил прокатное удостоверение во Франции по причине того, что даже французы устали от бесконечной чернухи российского кинематографа.
339.jpg

340.jpg

Q&A прошел в душевной обстановке.
341.jpg

342.jpg

343.jpg

345.jpg

Но несмотря на юмор, фильм затронул важную проблему, старую как сам институт брака. Выход, предложенный авторами, далеко не все могут принять.
346.jpg

Открыто об этом высказалась Елена Слатина, на которую фильм произвел тяжелое впечатление. Ей ближе оказалась позиция Анны Пармас, режиссера "Давай разведемся". Я с ней в корне не согласен, но, как зрителю, мне остается только поблагодарить Елену за прекрасную подборку современных отечественных кинолент, за ее вкус, за возможность посмотреть на сливки российского кинематографа ее глазами...
344.jpg

347.jpg

Разошлись ближе к полуночи...
348.jpg
Tags: olympus, ЗЕРКАЛО, Иваново, жизнь, звёзды, люди, мысли ни о чём, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments