Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Зеркало-2018. Субъективный обзор конкурсных фильмов. День пятый.

117.jpg

Последний день конкурсных показов подарил зрителям три фильма. Первым шёл мультфильм Станислава Соколова "Гофманиада".



118.jpg

На моей памяти, это второй мульфильм в истории "Зеркала", участвующий в основном конкурсе. Первый не стяжал славы, предположу, что и второго постигнет та же участь. И дело не только в том, что мульфильмы слишком уж выделяются на фоне остальных картин. Скажу откровенно, меня "Гофманиада" не тронула совсем. Да, я снимаю шляпу перед режиссером, отдавшим работе над картиной 17 лет своей жизни. Да, технически фильм совершенен, такого мастерства не найти в других кукольных мульфильмах. Вопрос, нужно ли оно в нынешнюю эпоху компьютерной 3D-визуализации. Но для кукольных мультфильмов "Гофманиада" в техническом плане примерно то же самое, что не оконченная норштейновская "Шинель" для рисованного вручную фильма. Режиссер, конечно, может быть доволен.
119.jpg

Но вот что касается содержания. Я так и не понял, на какого зрителя рассчитан фильм, вряд ли, на детей, а если на взрослых, то лишь фанатов и знатоков творчества Эрнста Теодора Амадея Гофмана. "Ах, Серпентина!", "Ах, Ундина!", "Ах, Олимпия!".
120.jpg

Второй фильм был намного интереснее. "Вороны" шведского фоторепортера Йенса Ассура.
121.jpg

Ассур обещал приехать на фестиваль, но наплыв футбольных болельщиков не позволил ему оперативно получить визу. Действие фильма происходит ровно 40 лет назад на небольшой по шведским меркам ферме. Несколько поколений семьи фермера Агне арендуют кусок каменистой земли. Их тяжелый труд по выкорчевыванию камней не прошёл даром, хозяева участка хотят расторгнуть договор аренды, чтобы вырастить на хорошей почве строевой лес.
122.jpg

Агне сопротивляется, потому что у него подрастает старший сын Клас, который унаследует семейное дело. Проблема в том, что Класу это не интересно, он мечтает стать орнитологом и покинуть ферму.
126.jpg


В чем-то тема этого фильма пересекается с грузинской лентой "Намме", про которую я рассказывал ранее. Но подходы к ее раскрытию у режиссеров совершенно разные. Никакой мифологии и поэтики как у грузин, только жесткий шведский соцреализм. После просмотра этой ленты вы будете знать про жизнь на шведской фермере абсолютно все: как выкорчевывать огромные камни из земли и доить коров, косить траву и убирать навоз, сушить сено, как кормить и как убивать коров, как коровы спариваются и рожают, и как фермеры занимаются сексом.
124.jpg

125.jpg

Заслуживает восхищения подбор реквизита - 100% попадание в эпоху. А работа оператора - тот самый случай, когда вспоминаешь, что с английского "оператор" буквально переводится как "директор по фотографии"
123.jpg

Агне в отчаянии, видимо, ювенальная юстиция работала в Швеции и 40 лет назад, поэтому он пытается воздействовать на сына исключительно словесными методами убеждения. Проблема еще и в том, что сына в его стремлениях поддерживает мать. Супруга Агне сама страдает от невнимания мужа (слишком много сил отнимает у стареющего мужчины почти круглосуточная работа в поле) и удовлетворяет свои сексуальные потребности на стороне.
127.jpg

А тут еще из столицы приезжает на каникулы симпатичная девчонка.
128.jpg

129.jpg

130.jpg

131.jpg

132.jpg

133.jpg

Агне принимает тяжелое решение: чтобы сын все-таки начал трудиться на ферме, Агне должен уйти....
134.jpg

135.jpg

В перерыве забежал на веранду. Член жюри, исполнитель роли Довлатова в одноименном фильме Милан Марич фотографировался с поклонницами всех возрастов.
136.jpg

137.jpg

Женщины постарше не скрывали своих чувств. "Боже, Милан! Какой же вы красивый! Где наши молодые годы!"
138.jpg

Ну. что сказать, любим в народе нашем филлипкиркоровский типаж!
139.jpg

140.jpg

141.jpg

142.jpg

143.jpg

Закрывал конкурсную программу фильм великого уже турецкого режиссера Семиха Капаноглу "Зерно". Самого автора на показе не было. Фильм представляли актеры, сыгравшие в картине. Жан-Марк Барр, получивший широкую известность благодаря участию в бессоновской версии "Голубой лагуны".
144.jpg

и российский актер Григорий Добрынин, сыгравший в фильме русского ученого Андрея.
145.jpg

Это самое философское кино конкурсной программы. Оммаж режиссера Андрею Тарковскому. Говорят, в современной Турции необычайно популярно русское классическое искусство, а Тарковский для турецких режиссеров - обитатель Олимпа. Семих Капаноглу предлагает нам свое переосмысление культового "Сталкера".
146.jpg

Действие происходит в будущем, где элита прячется в неприступных городах,
147.jpg

а генная инженерия привела к нарушениям в жизненном цикле сельскохозяйственных культур.
148.jpg

За пределами городов почвы отравлены, но и в городах царит голод, что приводит к непрекращающимся волнениям.
149.jpg

150.jpg

Профессор Эрол (которого играет Жан-Марк Жарр) узнает о теории сбежавшего в Дикие земли ученого Джемиля ( его сыграл знакомый нам по первому дню фестиваля босниец Эрмин Браво), который утверждает, что в выведенных генетиками сортах растений отсутствуют М-частицы, без существования которых жизнь будет самопроизвольно прекращаться. Ученые считают его теорию антинаучной. ( Эх, не к тем ученым обращался Джемиль. Во вселенной "Звездных войн" его прекрасно поняли бы. Ведь любому джедаю очевидно, что ресь идет о медихлорианах! Да пребудет с ними Сила!) )))
151.jpg

Городские сцены снимались в Детройте. Впечатляет, не правда ли?
152.jpg

Эрол в сопровождении Андрея ( еще один отсыл к Тарковскому ) отправляется на поиски Джемиля
153.jpg

Дальше начинается "Сталкер"
154.jpg

155.jpg

156.jpg

157.jpg

и наконец, Джемиль найден.
158.jpg

Он соглашается взять с собой только Эрола, при условии, что тот не станет перечить.
159.jpg

160.jpg

161.jpg

162.jpg

Дальше начинается Библия или Коран, кому как удобнее. Потому что Джемиль ведет себя как не ведающее усталости сверхестественное существо, а Эрол таскается за ним по пустыне, видит горящие кусты и различные искушения.
163.jpg

164.jpg

В конце концов Джемиль приводит Эрола к живой земле ( так и хочется сказать Обетованной )
165.jpg

и даже показывает ему картины возможного будущего или Рая
166.jpg

Пока Эрол блуждал по пустыне, его коллеги в городах нашли мутацию, губившую растения и исправили генетические коды. Но Эрол не хочет возвращения, он уже увидел новый путь. И у него есть настоящая, не испорченная человеческим вмешательством волшебная, целебная и прочая земля. Осталось посеять в ней немодифицированную генетически пшеницу. Но таковой уже не осталось в мире. И чтобы найти её, герою предстоит решить древний суфийский спор: что важнее, зерно или дыхание?
167.jpg

Очень многослойное кино.
168.jpg

Отвечая на вопросы зрителей Жан-Марк постоянно говорил о своем духовном опыте, который он пережил снимаясь в этом фильме, считая осмысление вопроса о первичности дыхания или пшеницы очень важным для духовного роста любого человека, независимо от его религиозных убеждений.
169.jpg

Даже когда  его спросили, почему фильм было решено снимать на черно-белую пленку. Для меня ответ очевиден: если делаешь оммаж Тарковскому, то снимать надо на пленку с минимальной постобработкой. Но если у тебя кино про мертвую природу, что-то надо делать с зеленой травой. Решение очень простое - снимать на ч.б. Но Жан-Марк опять стал рассуждать об особом духовном опыте при съемке на пленку...
170.jpg

Григорий, кстати, считал что съемки шли на цифру - так много делалось дублей, не жалели пленки. Видимо, бюджет позволял.
171.jpg

В конце-концов, я спросил у Жан-Марка, не задумывался ли он о карьере проповедника, настолько убедительно звучат его слова о духовных опытах.
172.jpg

Оказалось, что в молодости он думал об этом, жил в общине амишей и почти уже стал проповедником, но вовремя понял, что это не самая перспективная профессия, особенно в Калифорнии...
173.jpg

Tags: ЗЕРКАЛО, Иваново, жизнь, звёзды, люди, мысли ни о чём, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments