Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Вынесем фото на улицы и площади городов и колхозов

Под таким заголовком в журнале "Пролетарское фото" (№1, 1932) вышла статья, имеющая отношение к истории нашего города.



I. ОПЫТ ГАЗЕТЫ «РАБОЧИЙ КРАЙ»
В Иваново-Вознесенске состоялась первая в СССР художественная фотовыставка массового пропагандного характера, устроенная на улицах и площадях под открытым небом.
История этого события такова: в конце 1930 г. по инициативе редакции журнала «Советское фото» иваново-вознесенские фоторепортеры выступили застрельщиками организации большой художественной фотовыставки в Иванове-Вознесенске на тему о выполнении пятилетки. Тогда же редакция областной газеты «Рабочий край» взяла на себя шефство над устройством этой выставки.
Первоначально было намечено развернуть фотовыставку в самом большом помещении, оформить ее в декоративных конструкциях, издать специальный каталог, торжественно открыть с докладом о пятилетке. Однако шеф этого дела, редактор «Рабкрая» т. Касперский, неожиданно предложил открыть выставку в XIV годовщину Октября... на улицах и площадях города.
Легко можно представить недоумение, с которым участники выставки встретили это предложение... Как? Художественную фотографию под открытое небо? Под слякоть осеннего дождя? Почти год работы над большими увеличениями до 50 X 60 см, отделка их, тонировка, сатинировка, окантовка и все это лишь для того, чтобы выставить на 2 дня на улицу, а затем выбросить?!
Однако, это понятное беспокойство растаяло очень скоро. Идея вынесения художественной фотографии на улицу, на широкий показ массам — была полна глубокого смысла. Опыт стоил того, чтобы его осуществить. Мы не ошибемся, если будем утверждать, что результаты опыта являются сильнейшим агрументом в пользу массового использования фотоснимка и требуют полной технической реконструкции материальной базы советской фотографии. Встают вопросы производства новых невиданных материалов, вопросы создания фотокинематографа и фотоучебников и пр.
Подлинный опыт ценен также и тем, что он вызывает ряд интереснейших творческих проблем пролетарской фотографии.
Однако прежде, чем касаться содержания опыта, попробуем сначала ориентироваться в обстановке.



II. ГАЗЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ — ЕДИНСТВЕННЫЙ УКРЕПЛЕННЫЙ УЧАСТОК
Ни у кого, кажется, нет сомнений в огромном организующем значении фотопропаганды на службе социалистической стройки. Однако, уместно оглянуться и спросить: как и какими средствами осуществлялась фотопропаганда за все последние годы? Где мы показывали фотоснимки? Где их видел массовый зритель? Единственный ответ, который может последовать, это ссылка на иллюстрации в газетах и журналах. Позвольте, товарищи, но ведь в печати мы видим не подлинные фотографии, а лишь оттиски клише! И какие оттиски!Такие журналы, как «СССР на стройке» и «АИЦ», где воспроизведение фотоснимка остается полноценным — в расчет принимать нельзя, так. как тираж их невелик.
Тираж наших газет, составляющий свыше миллиарда экземпляров в месяц, выпускается с иллюстрациями, не оставляющими от качества фотоснимка почти ничего. Вот потери:
1. Размеры снимка — вместо увеличения сокращены до 1—2 колонок.
2. Художественность — остается заметной только по композиции.
3. Тональность утеряна безвозвратно. Если в природе градация света и тени достигает тысяч тонов, а на снимке от 30 до 70, то на оттисках в газетах... 2—3 тонов только
4. Фактура, бумага, отделка снимка, цветное тонирование и пр. — вещи, совсем теряющиеся в газете.
Вследствие скверного качества газетной бумаги и изношенного оборудования типографии многие газеты были вынуждены отказаться вообще от воспроизведения фотоснимка, заменив его переводом на штрих.
Вывод: от художественного фотоснимка, от мастерства и от доброкачественности фотографии в наших газетах не остается ничего. Снимок живет в них только своим содержанием.
Мы отнюдь не собираемся умалять этими рассуждениями дело газетного фоторепортажа. Наоборот — значение его лишь подтверждается тем, что несмотря на исключительную слабость техники газетной печати — фотоиллюстрация все больше и больше завоевывает место в газете.
Однако все вышеуказанное убеждает, что фотоснимок, как таковой, далеко еще не показан в печати. Итак, где же разрешите увидеть подлинные фотоснимки? В стенгазетах и в клубах применение их остается, к сожалению, еще ограниченным: на экранах фотоснимок мы не видим — это дело почему-то остается вне поля внимания; фотовыставки — событие исключительной редкости и к тому же обычно они устраиваются отнюдь не для массового зрителя.



III. В ПЛЕНУ У МЕЩАНСКИХ ФОРМ
Где же видит массовый зритель настоящий фотографический снимок, а не репродукцию с него?
Нигде кроме... как в семейном альбоме. Как ни обидно признать, но между тем «пропагандой» фотографической продукции в ее натуральном виде занимаются у нас еще в большом количестве частники-профессионалы. Это они демонстрируют витрины снимков на улицах. Это они проникли своими фотоработами в каждый жилой дом, заполнив портретами уютные семейные альбомы. Это они пользуются широкой известностью среди рабочих, среди всего населения. Это они — главные потребители фотобумаги и фотопластинок.
В то же время без риска быть опровергнутым можно заявить, что сотни тысяч рабочих, миллионы крестьян ни разу не видели, буквально, ни одной хорошей, настоящей большой фотографии с постройки Магнитстроя, Днепростроя и т. д. Они не видели ни одной фотоработы таких мастеров, как Шайхет, Альперт, Фридлянд. А между тем эти сотни тысяч и миллионы людей смотрели, трогали, щупали, покупали и хранили не один экземпляр той фотопродукции, которой снабжает их «фотоателье».
Существует замечательная вещь, созданная уже давно техническим прогрессом фотографии, — это стереоскоп. Благодаря стереоскопу было бы возможно демонстрировать исключительные по своему эффекту картины социалистических строек. Но мы никак не использовали это великолепное изобретение для наших целей.
Фотография как орудие пропаганды в борьбе за социализм, фотография как искусство — никогда не достигала и не могла достигнуть своего высокого значения в условиях старого строя. Дореволюционный быт поставил фотографию исключительно на обслуживание мещанских вкусов. Формы, в которых воплощалась работа фотографа, конструкции фотоизделий и материалы фотопромышленности — всецело были подчиненны такому назначению. Взгляните на вещественные доказательства этого положения: семейные альбомчики, «кабинетные» и «будуарные» бланки, рамочки, миниатюрки, открытки, стереоскопы для гостиной — все для уюта в быту мещанина, все для личного индивидуального пользования. Все эти формы фотопродукции, заказанные мещанином и сшитые по мерке для него, — к сожалению, еще живут у нас до сего времени. Но не созданы материалы и формы для массового показа художественной фотографии, для обслуживания коллектива, для агитации и пропаганды.
Ошибочно думать, что в старые меха было влито за годы революции какое-либо новое содержание. (Повторяем, что фотографию в печати, где она превращается в репродукцию, мы в расчет не берем.) По-прежнему широкие круги потребителей фотопродукции обслуживаются «мастерами» старых навыков, вся революционность которых сказалась лишь в том, что фоновый пейзаж графского дома они заменили видом завода, а вместо папахи надевают на голову снимающегося буденовку. Впрочем, бывает и так, что рабочий-ударник, поставленный в мечтательную позу, заснят Фотографом в мраморе колонн веранды стиля рококо, а вздернутый носик кулацкой дочки маячит из под буденовской фуражки...



IV. 120 ТЫС. ФОТОЗРИТЕЛЕЙ
В силу высказанных соображений устройство художественной выставки не в помещении, а на улицах и площадях города, осуществленное газетой «Рабочий край», — полно глубокого смысла.
В течение всего лишь двух дней фотовыставку видели 100—120 тыс. человек — почти все взрослое население города. Вот, когда действительно массы, а не одиночки, могли разглядывать на подлинных, больших, художественно сделанных фотографиях картину всех участков героической борьбы за пятилетку.
Этот грандиозный показ оказался возможным потому, что фотография была вынесена на улицу к массам.
Выставка на улице под открытым небом в дождливую ноябрьскую погоду, развернутая на протяжении почти трех километров, была осуществлена следующим образом.
Площадью для выставки послужила новая усовершенствованная дорога двух главных улиц. Ее благоустройство заключается в том, что вдоль всей улицы расположены газоны, а по бокам их идет два асфальтовых трека. В промежутках между газонами были поставлены конструктивные установки выставки. Для осуществления выставки была мобилизована общественность Иваново-Вознесенска. Эскизы установок были выполнены бригадами художников-архитекторов, соответственно тематике каждого отдела выставки. Всех установок и павильонов было 17. В последующем, эскизы были проработаны бригадой конструкторов и чертежников, бригадой электриков-проектиоовщиков и переданы строителям. Литработники редакции возглавили тематическую бригаду, распределившую все фото по отделам, снабдившую отделы нужными диаграммами, надписями, лозунгами и пр. Бригада поэтов Иваново-Вознесенска дала ряд лозунгов в стихах. Бригада пролеткульта и АХР выполнила ряд художественных работ.
Всех фотографий на выставке было свыше 600. Кроме того были диаграммы. Размер фото главным образом 30 X 40, 40 X 50 и 50 X 60. Фотоснимки были застеклены и окантованы. Для каждого фото делалась текстовка, которая прибивалась внизу под снимком. Написание текстовок (от руки, крупными буквами, чтобы легче читать) и экспозицию всего выставочного материала выполняла бригада работников Музея. Постройка павильона заняла около двух недель. Все фото были выставлены сразу 6 ноября; в этом помогла бригада комсомольцев, численностью в 60 человек. Выставку можно было смотреть в любое время, так как каждый павильон был электрифицирован. Некоторые павильоны имели моторные установки для световых эффектов. Работы по электрификации оказались особо сложными и заняли в течение нескольких дней 30—35 электротехников.
Выставка открывалась главным павильоном на втором ярусе, на котором помещался оркестр, а вверху световые кубы с картой пятилетки, лозунгами и вспыхивающей надписью «Догнать и перегнать». Кроме того на выставке находилась эстрада для выступления артистов. С обоих концов выставки были сооружены два экрана для проекции фотофильмов и кино. Один из экранов, укрепленный на здании горсовета, имел размер в 36 кв. м, другой экран — круглый — 3 м в диаметре (около 7 кв. м).
Показаны были следующие фотофильмы (фото на диапозитивах):
I. «Пятилетка Ивановской области»,
2. «Превратим Иваново в хозяйственно-культурный центр области»,
3. «Лучшие ударники»,
4. «На крупнейших стройках СССР» (репродукция).
Всего было продемонстрировано свыше 100 диапозитивов, сделанные с негативов редакционного архива. Снимки сопровождались не только текстовками, но и демонстрацией стихотворных лозунгов Маяковского и местных поэтов.
Выставка продолжалась три дня, фотографии от дождя не испортились, а лишь отсырели. Хищения составили менее 1%.

V. СОЗДАДИМ НОВЫЕ ФОТОМАТЕРИАЛЫ. СОЗДАДИМ ФОТОКИНЕМАТОГРАФЫ И ФОТОУЧЕБНИКИ
Опыт фотовыставки на улицах представляет собой одно из успешных решений задачи — поставить художественную фотографию на службу массовой пропаганде. Однако этот опыт только первый шаг, за которым открывается широкая дорога исключительных возможностей для советской фотографии. Довольно держать фото в альбомчиках и альбомищах или шлепать картиночками на открытках. Помимо использования фото в печати, качество которой следует улучшить, необходимо открыть двери художественному фотоснимку.
— В корпуса фабрик и заводов
— На улицы и площади городов
— В деревню
— В Красную армию и флот.
Существующий материал для передачи фотоизображений — бромосеребряная бумага — недостаточно пригодна для наших целей. Мы должны потребовать от промышленности изготовления новых фотоматериалов, например, покрытых светочувствительным слоем листов фанеры, картона и даже листов жести. Мы должны иметь такой дешевый и прочный материал, на котором можно было бы делать фотокартины, удобные для демонстрирования на улицах и в фабричных корпусах. Нам нужны не бархатистые открыточки, а прочные листы, которые можно демонстрировать перед массой. При изготовлении материалов нужно равняться не по семейным альбомам и рамочкам, а по корпусам фабрик, по улицам и площадям городов.
Необходимо двинуть, наконец, художественную фотографию в деревню. Нужно создавать в колхозах и совхозах фотовитрины, заполненные оперативной фотоинформацией со всех участков героической стройки социалистических республик.
Указание Ленина о том, что «нужно показывать не только кино, но и интересные фото с соответствующими надписями», необходимо провести в жизнь всеми средствами советской фотографии. Поэтому особенно важно учесть возможности показа фотографии на экране путем проекции через волшебные фонари и статоскопы. Нужно создать художественные, агитационные и оперативные фотофильмы. Показ их должен производиться на экране кинотеатров. Наши кинематографы только выигрывают от показа перед началом киносеанса свежей оперативной фотохроники на 5-7 минут.
Технически этот вопрос решается очень просто: во многих заграничных проекционных аппаратах имеется приспособление (зеркало, второй конденсатор и объектив) для проекции диапозитивов. Есть сведения, что такое же приспособление устанавливается в проекционных аппаратах ТОМП.
Вопрос о создании фотокинематографов (особенно в клубах) представляет интереснейшую и важнейшую проблему еще и потому, что фотография, в силу своей технической структуры, может дополнить кино на участках, где техника кино порой беспомощна.
В самом деле — может ли кино, особенно в провинции, ежедневно демонстрировать такой же свежий оперативный материал, который дает, например, газета? Может ли кино на вечернем сеансе показать победы, одержанные в тот же день на фабриках города или завода, или немедленно мобилизовать на тревогу вокруг прорыва? Пока в наших условиях это возможно только теоретически. Киносъемка в корпусах заводов, во внутренних помещениях колхозов возможна только с применением сильной осветительной аппаратуры. Это громоздко, дорого и не всегда возможно из-за отсутствия электрической проводки. Наконец, это потребовало бы наличия в каждом районном центре кадров кинооператоров, аппаратуры и т. д. Между тем, короткий оперативный фотофильм можно организовать немедленно, в любом кино и что всего важнее — создать вокруг кино кадры фотокоров.
Фотокоры-ударники заводов и колхозов, демонстируя на экране свои разоблачительные или информационные снимки, занимая ими хотя бы 7- 10 минут перед началом сеанса — чрезвычайно оживят работу своего клубного кино.
Фотохронику для коммерческих кино также необходимо организовать, включая в нее не только местные темы, но и зарубежную фотоинформацию «Союзфото» и иллюстрированных журналов заграничных компартий.
Создание учебных фотофильмов для школ является также делом исключительной полезности и также представляет собой одну из тех новых замечательных возможностей, которые лежат на пути советской фотографии. Наконец, необходимо поставить вопрос об использовании микрофотографии, телеографии, рентгенографии и других видов фотосъемки в целях фотопропаганды. Эти снимки будут пропагандировать успехи техники, науки, культурно-бытовые достижения и строительство.
Мы предлагаем вниманию пролетарской фотообщественности всю сумму этих интереснейших вопросов, являющихся жизненно-актуальным делом текущего дня.
Вопросы вынесения фотоснимка на заводы, фабрики, колхозы, на улицы и площади, создание фотокинематографов, фотоучебных пособий и пр. требуют не только перестройки нашей работы, на и подведения материально-технической базы для развертывания пролетарской фотографии в новых условиях.
Если прибавить к этому ряд вопросов, касающихся улучшения техники репортажной фотосъемки и качества печати фотоиллюстраций, а также такую, например, проблему, как производство советских фотоавтоматов для портретной съемки, то станет совершенно ясной необходимость и неотложность технической реконструкции существующей материальной базы советской фотографии.
Н. СОФРОНОВ.




Tags: Иваново, история, фотовыставка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments