Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Еще раз об ивановской "Ласточке"



Первый рейс ивановской "Ласточки" вызвал в сердцах горожан самый настоящий прилив энтузиазма, подкрепленный бесплатным концертом Чичериной в здании вокзала, ожидающего в ближайшее время капитальной реконструкции. В хоре восторгов практически не были слышны голоса сомневающихся, коих немного, но все-таки есть. После публикации о первом рейсе мне начали задавать вопросы и писать письма, в которых чувствовалось беспокойство за судьбу проекта или недоумение по поводу его целесообразности. Я не эксперт в области железнодорожного сообщения, но попытаюсь собрать в этом посте некоторые общедоступные сведения, касающиеся данной темы, и перевести их на понятный обычному человеку язык.
Начну с фактов:


1) 13 марта с Курского вокзала Москвы в Иваново в первый рейс с пассажирами отправился скоростной поезд «Ласточка» серии ЭС2ГП («Премиум»). Поезд проходит маршрут за 3 часа 41 минуту с учетом 20-минутной паузы на замену локомотива.
2) Между Москвой и Иваново 327 км, из которых 191 км электропоезд преодолевает по электрифицированным путям своим ходом, а 136 км по неэлектрифицированным участкам пути – с использованием магистрального пассажирского тепловоза ТЭП70БС.
3) Инициатором использования тепловозной тяги является врио Губернатора Ивановской области Станислав Воскресенский.
4) Билеты на "Ласточку" стоят дешевле, чем на обычный поезд из Иванова до Ярославского вокзала, дешевле, чем на автобус или маршрутку, а уж тем более самолет.

Первый и самый частый вопрос, который возникал у моих собеседников, очень простой: "Когда ожидается поднятие цен на билеты?". А затем "Как долго продлится эта затея?", "Насколько безопасно столь быстрое движение по дорогам Ивановской области?". Встречаются и категоричные суждения: концепция использования тепловозной тяги для перемещения электропоездов абсурдна, как с технологической, так и с экономической точек зрения, в России таких примеров нет, и в мире не найдется; решение об использовании дизельного тепловоза для движения электрички «Ласточка» выставляет Россию на посмешище перед немцами, как на это мог пойти Станислав Воскресенский, ведь, будучи замминистра экономического развития РФ, он курировал железнодорожную сферу? Ведь в дорогущий, созданный по немецкой лицензии, суперсовременный поезд из всего лишь 5-ти вагонов с уже встроенным электролокомотивом, впрягают тепловоз, для которого норма - тянуть 18-20 пассажирских вагонов.


Попробую ответить на эти вопросы хотя бы частично или сделать более-менее правдоподобные предположения. Сначала о безопасности. Обычный поезд из Иванова в Москву идет через Александров. Этот участок дороги действительно не позволяет осуществлять интенсивное, а, тем более, скоростное движение. Составы проходят его не торопясь, не быстрее паровозов времен Российской империи. "Ласточка" же отправляется от ивановского вокзала в противоположную от привычного московского направления сторону: через Шую движется на Новки и оттуда на Владимир. В 2004-2005 годах на этой линии был проведен капитальный ремонт: заменены стрелки, железобетонные шпалы уложены на новый щебеночный балласт, путь ровный, ход плавный. Так что этот участок безопасен и пригоден для скоростного движения.

Теперь про абсурдность и отсутствие аналогов. Россия - страна особенная, с абсурдом часто и крепко дружит. Начнем с того, что первые русские паровозы, построенные братьями Черепановыми, в конце концов, были заменены лошадьми, потому что были спроектированы под топку дровами, в отличие от английских паровозов Стефенсона, работавших на каменном угле. Дело в том, что черепановские "пароходы" были предназначены для доставки руды на Нижнетагильские заводы, в окрестностях которых было много леса. Однако, когда вся тайга вокруг путей была вырублена, дрова для паровозов пришлось доставлять на конной тяге и в конце концов было принято разумное решение впрячь лошадей непосредственно в вагоны с рудой. А вот у Стефенсона были в собственности угольные копи.


Но и в наши дни странностями россиян не удивить. Сколько-то лет назад между Иркутском и Ангарском, при наличии достаточного кол-ва электричек, по электрифицированным путям ходил рельсовый автобус, работавший чуть ли не на бензине. Что это было, никто не понял, говорят, PR-акция тогдашнего иркутского губернатора.
Другой пример, электропоезда между Москвой и Владимиром работают на постоянном токе 3000В, а между Владимиром и Нижним Новгородом - на переменном 25 кВ. Поезда останавливались во Владимире на 20 с лишним минут, чтобы дать время на замену локомотивов, а электричек Москва - Горький в советские времена вообще не существовало.
Но современные "Ласточки", которые есть, по сути, немецкие "Сименс", умеют работать и на постоянном и на переменном токе, потому что в неметчине с этим делом еще сложнее, из-за исторической традиции у них, кажется, четыре типа электрических дорог. Однако, совсем без электричества "Ласточка" не поедет, для этого ей и потребовался тепловоз на ивановском участке пути.

И нельзя сказать, что электричка за тепловозом - какая-то совсем уж уникальная в мире вещь, хотя, надо признать, крайне редкая.
Например, в Барнауле летом назначаются пригородные поезда до станции Баюново, которые, порой, представляют собой старые советские электрички, с демонтированным электрооборудованием, прицепленные к тепловозу.


Экскурсионный поезд Кругобайкальской железной дороги летом целый день, не спеша, с долгими остановками катает туристов (в основном китайских) от станции Байкал до станции Слюдянка. Бывает, что это дизель-поезд, а бывает что и электричка за тепловозом. Во втором случае в Слюдянке тепловоз отцепляют и поезд превращается в пригородную электричку до Иркутска.
До недавнего времени электричка,отправлявшаяся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга на Ермилово-Приморск и далее на Выборг, проходила часть пути после Зеленогорска за тепловозом М62. Но в прошлом году, вроде бы, этот участок начали электрифицировать (поправьте меня, если ошибаюсь).
И даже в Западной Европе был похожий случай. Администрация одного курортного региона настолько задолбала Национальную компанию французских железных дорог требованием прямого поезда из Парижа, что на время, пока проходила электрификация дороги, поезд запустили по аналогичной схеме.
Но как я уже отметил, случаи эти крайне редки. Либо это разовые рейсы в летний сезон, либо временная мера, вводимая на период реконструкции железной дороги. Но об электрификации железных дорог Ивановской области речи даже не идет. Если уж этого не сделали при загруженных работой фабриках в советское время, когда деньги не выводились в оффшоры и не тратились на лондонскую недвижимость, то сейчас руководству РЖД и в голову не придет заниматься столь дорогостоящим проектом. Разве что поможет личное вмешательство Президента, больше надеяться не на кого. В реальной жизни электрички обычно ходят за тепловозом лишь в случае их неисправности.
Критики решения Станислава Воскресенского начать регулярное сообщение со столицей на основе ЭС2ГП упирают также на экономику. Кроме расхода топлива на движение состава, требуется дополнительный расход энергии на обеспечение работы электрических систем "Ласточки" (мониторы, свет, отопление, кондиционеры и пр.) Для этого пришлось усовершенствовать серийный ТЭП-70БС, оборудовав его двухпроводной системой отопления. Плюс сама "Ласточка"  - продукт не из дешевых. Кроме того, каждый рейс обслуживают две бригады машинистов (тепловозная и "ласточкина").
Какие предлагаются альтернативы? Дизель-поезд либо традиционные сидячие вагоны нового поколения под тепловозом до Владимира с заменой локомотива на электровоз до Москвы. В первом случае экономия на бригаде, скорее всего, будет съедена расходом топлива между Москвой и Владимиром. Второе решение, действительно, выглядит более экономичным. Однако, гораздо менее имиджевым, чем "Ласточка". Я не сомневаюсь, что врио губернатора умеет считать деньги. По моему мнению, запуском "Ласточки" и концертом Чичериной Станислав Воскресенский начал свою предвыборную компанию, и РЖД, помня старые связи, ему активно помогает.
Мой прогноз: затея с "Ласточкой" продлится, как минимум, до губернаторских выборов и цены на билеты если и повысятся, то не критично. После выборов возможны как повышение цен на билеты, так и переход на эконом-вариант поезда с другими вагонами. В полную отмену данного рейса при губернаторе Воскресенском я не верю.
Как не верю в чудо, хотя и оставлю в душе место для маленькой надежды. Вдруг, когда-нибудь, все-таки, дорога между Москвой и Кинешмой будет полностью
электрифицирована и построят железнодорожный мост через Волгу. Еще при моей жизни...

P.S. Кстати, билеты на вечернюю "Ласточку" 13 мая уже продают чуть ли не в два раза дороже. Что связано с этой датой - я не понимаю. Но, возможно, потихоньку начинают готовить народ к повышению цены.



P.P.S. Оказывается, теперь "Ласточку" тянут сразу два тепловоза. По крайней мере, так было с вечерним рейсом 22 марта. Во главе поезда стояла сцепка из двух ТЭП-70БС. Скорее всего, мощности энергетической установки одного локомотива не хватает на обеспечение внутренних энергетических нужд "Ласточки" и поддержание необходимой скорости движения. Либо опасаются, что такой режим эксплуатации приведет к повышенному износу машины, поэтому железнодорожники берегут движок новёхонького ТЭП-70БС-316, не загружают его на полную мощность, а в помощь ему выделили ТЭП-70БС-177, недавно переведенный к нам из Санкт-Петербурга.


В любом случае получаем уникальную комбинацию: два мощных тепловоза на пять вагонов электрички! При этом цены на билеты ниже автобусных! Это же халява или коммунизм! От всей души, по-другому и не скажешь...


Tags: Иваново, мысли ни о чём, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment