Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Булгаковский трамвай на Патриарших.



Если составить список вопросов, способных разделить современное российское общество на два непримиримых лагеря, абсолютно не способных к восприятию аргументов друг друга, то его не возглавят ни актуальнейший в последние четыре года вопрос принадлежности Крыма, ни пронафталиненные в вечности "Кто виноват?" и "Что делать?". Есть проблемы более глобального, практически, метафизического характера, а именно "Что случилось с группой Дятлова?" и "Ходил ли трамвай на Патриарших прудах?"

И если в случае дятловцев каждый исследователь волен предложить свою собственную версию трагедии, опровергнуть которую будет столь же трудно, как и доказать, то с булгаковским трамваем дела, на первый взгляд, обстоят проще, ибо существуют всего лишь два варианта: либо ходил, либо нет.

Я придерживаюсь второй версии, а именно, трамвай на Патриарших прудах не ходил никогда. В пользу этого говорит отстуствие каких-либо документов, подтверждающих наличие там трамвайных путей, а тем более пассажирских маршрутов.

Апологеты первой версии аппелируют к мемуарам свидетелей, которые помнят и трамвай и тот самый турникет, на котором катались в детстве, как на карусельке. Кое-кто даже прибег к методу биолокации и с помощью лозы обнаружил остатки рельсов и разрыв в ограде сквера, где раньше располагалась вертушка, о поручень которой Аннушка разбила литровую бутылку подсолнечного масла. Но даже они вынуждены признать, что пассажирского маршрута, проходившего по Малой Бронной никогда не существовало. Поэтому согласны на относительно секретную линию грузового трамвая (такие не отмечались в общедоступных справочниках и картах) вокруг пруда, в теплое время года использовавшуюся как отстойник для пассажирских вагонов.

Приведу парочку типичных аргументов сторонников существования трамвая:



1) в 85-ом увидел в библиотеке книгу. названья не упомню. автором значился музей истории и реконструкции москвы. это был сборник узко-специальных статей по истории москвы. для специалистов. первая статья называлась Трамвай на патриарших. Специалисты исследовали архивы мосгортранса. трамвай был. это был ночной отстойник депо щепетельникова. первой была построена ветка от внешней стороны твербуля по всей М Бронной, делала петлю вокруг пруда и замыкалась сама на себя. затем, как правильно пишет булгаков, была "новопроложенная ветка" по ермолаевскому пер...далее - благовещенский с выходом на пл Маяковского..ещё чуть позже, в другую сторону, по вспольному, с выходом на пл Восстания. вся схема однопутная и только для ночного отстоя. зная это, теперь понятен булгаков..."в час небылого вечернего заката.." - в переводе на русский - вечером. Трамвай гнали на ночной отстой..."..нападдал, осветился изнутри...испуганное лицо вагоновожатой.." - пустой вагон, где кроме вагоновожатой никакого не было. никто ж из него выскочил, правильно? также в этой статье приводились стихи какого-то пролетарского поэта, жившего на патриарших. точно не помню, но что-то типа - Луна отражаается в зеркале пруда, а он, в стеклянных бусах-ожерелье уснувших вагонов...как-то так). и еще, в статье говорилось, что подобных отстойников было построено несколько в сети переуков меж Бульварным и Садовым. Остатки последнего оставались до 71-го. Сразу за Покровскими воротами, на ул Макаренко уходила однопутная ветка...метров 300, далее закатана под асфальт. Летом 71-го этот последний реликт исчез(

2) Эту тему невозможно закрыть, пока не будут найдены фотоснимки Малой Бронной 30-40-х годов - а именно, участка мостовой близ Патриаршего пруда.

С. Пирковский подробно и тщательно ответил на первый аргумент еще в 2004 году, поэтому я перейду сразу ко второму, и пусть этот пост станет моим пятикопеечным вкладом в любительское булгаковедение. Попробуем отыскать снимки фрагментов Малой Бронной и прилегающих улочек 30-40-х годов. А поможет нам в этом Паствью

Обозначим на карте красным цветом описанный в первом аргументе трамвайный маршрут


Синими точками - места, для которых найдены снимки интересующего нас периода

1) Малая Бронная, 21 ( 1927 )


2) то же здание с другого ракурса ( 1927 )


3) Малая Бронная, 44 ( 1920-1930 годы, условная датировка )


4) Пересечение Малой Бронной и Садового Кольца ( 1938-1939  )


5) Малый Патриарший переулок, 5 ( 1931 - 1937 )


6) Пруд со стороны Большого Патриаршего переулка, 10 ( 1920 - 1935 )


7) Спиридоновка, д. 38 ( 1933 - 1934 )


8) Храм Георгия Победоносца ( 1920 - 1930 )


9) Храм Георгия Победоносца ( 1933 )


10 ) Спиридоновка, 25 ( 1933 - 1934 )


Как можете убедиться сами, никаких следов трамвайных путей на фотографиях нет.
Для пущей уверенности можно пройтись по ссылкам, чтобы взглянуть на снимки Благовещенского переулка в месте пересечения с Тверской:
1926-1927, 1933, 1936 годы.

Кроме трамвая, важную роль в гибели Михаила Александровича играет турникет. Роковым стало желание обезопасить себя:

Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку, переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его скользнула и сорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосом сходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы.

У турникета обычно четыре поручня. Маслом мог быть испачкан только один из них. Проходя через вертушку, председатель МАССОЛИТа взялся рукой за чистый поручень и перешагнул через масляное пятно, а пятясь спиной, попал на масло и рукой и ногой. Получается, Воланд сыграл с Михаилом Александровичем в русскую рулетку, где шансов остаться в живых было, как минимум, три из четырех, но Берлиозу явно не повезло.

Где же могла располагаться злополучная вертушка? Невнимательный читатель, оказавшись на Патриарших, обычно, делает селфи на выходе из сквера и подписывает снимок: "на этом месте погиб Берлиоз". Но в тексте романа сказано:

Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линии с Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапно осветился изнутри электричеством, взвыл и наддал.

Т.е. поворот остался позади. Чаще всего в блогах исследователей приводится схема с сайта Сергея Литвинова


Выглядит логично. Дорожка вдоль пруда ведет к турникету. Однако, и здесь не могло быть вертушки. Еще раз обратимся к тексту:

− Хорошо, хорошо, − фальшиво-ласково говорил Берлиоз и, подмигнув расстроенному поэту, которому вовсе не улыбалась мысль караулить сумасшедшего немца, устремился к тому выходу с Патриарших, что находится на углу Бронной и Ермолаевского переулка......
Тут у самого выхода на Бронную со скамейки навстречу редактору поднялся в точности тот самый гражданин, что тогда при свете солнца вылепился из жирного зноя.
Михаил Александрович так и попятился, но утешил себя тем соображением, что это глупое совпадение и что вообще сейчас об этом некогда размышлять.
− Турникет ищете, гражданин? − треснувшим тенором осведомился клетчатый тип, − сюда пожалуйте! Прямо, и выйдете куда надо. С вас бы за указание на четверть литра… поправиться… бывшему регенту! − кривляясь, субъект наотмашь снял жокейский свой картузик.
Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал к турникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть на рельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянном ящике надпись "Берегись трамвая!".

Между крайней к выходу скамейкой и предполагаемым местом расположения вертушки метров 25-30. Коровьеву пришлось бы кричать, чтобы Берлиоз его услышал. Однако, он говорит" треснувшим тенором", т.е. не слишком громко, к тому же протягивает к председателю картуз. И тот даже пятится назад. Это могло случиться, если бы расстояние между героями не превышало 5-6 метров. Но ставить отдельный турникет в 10-15 метрах от уже имеющегося выхода нет резона.

Так что считаю вопрос о трамвае на Патриарших прудах закрытым до тех пор, пока сторонники его сущестования не предъявят вещественных доказательств, будь то фотографии, официальные документы или откопанные рельсы. Воспоминания тех, кого уж и в живых давно нет, вещдоками не считаются.

Откуда же эта убедительнейшая правдоподобность и детальность гибели Михаила Александровича? В 20-е годы, действительно, люди часто гибли под колесами трамваев.


К тому же, турникеты и трамвайные пути были на Прудах. Только не на Патриарших, а на Чистых, вдоль ограды которых и по сей день ходит легендарная "Аннушка".
Уверен, именно к этому месту относятся воспоминания старожилов о трамваях на Патриарших. Человеческая память вещь интересная, особенно, если речь идет о событиях, имевших место много десятилетий назад. Я тоже однажды растерялся, не обнаружив на яндекс-панораме у Патриарших прудов дома со зверюшками, будучи уверенным, что видел его там когда-то вживую. Ладно, мне можно, я не москвич )))
Зачем же Булгакову нужно было переносить трамвай с Чистых прудов на Патриаршие? С Патриарших прудов, выкопанных на месте Козьего болота, берет свое начало запрятанный в трубу ручей Черторый, вдоль русла которого, в основном, и проходит знаменитая погоня Ивана Бездомного за Воландом. К тому же роман написан так, что невозможно определить, когда именно происходит его действие. Московскому читателю 30-х годов роман показался бы злободневным, однако упоминание "новопроложенных" трамвайных путей по Ермолаевскому и Малой Бронной давало отсечку: время событий, описываемых в "Мастере и Маргарите" еще не наступило. Знак для тех, кто вдруг уверовал бы в реальное пришествие Воланда и поездку кота в трамвае с билетом в лапе.

Еще раз внимательно рассмотрим снимок, сделанный Александром Родченко в 1932 году на Чистопрудном бульваре, напротив дома 3а, строение 7. Здесь есть все, что мы ищем: рельсы, трамвай, турникет, светящаяся надпись "Берегись трамвая", булыжная мостовая.


P.S. Интересно, что держит в левой руке эта женщина в платке и фартуке?

P.P.S. Уж не бутылку ли с растительным маслом?
Tags: Москва, баловство, город, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment