Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Categories:

Пара слов в защиту композиции в фотографии

001.jpg

В последние годы наблюдаю в сети странную картину: некоторые очень популярные фотографы-блогеры ополчились в своих статьях на композицию в фотографии. Первой жертвой становится "правило третей", а с ним, заодно, и "золотое сечение". Затем, опираясь на инструментальные исследования, в ходе которых отслеживается траектория движения зрачка при рассматривании фотографий, делается вывод о неверности постулата, что зритель "читает" снимки слева-направо. Отсюда вытекает отрицание различий между "левой" и "правой" диагоналями. В конечном итоге все эти рассуждения приводят к тому, что композиция в фотографии относится к области мифотворчества. Взамен предлагается полностью сосредоточиться на объекте съемке и "ловить" интересный момент. В этом не было бы ничего страшного ( сами эти ведущие фотоблогеры, хоть и отрицают важность композиции, но хорошие снимки выдают регулярно ) , если б их крамольные идеи не подхватила масса менее одаренных от природы последователей, которые еще и других учить начинают, опираясь на "авторитеты".

Что ж, попробую выступить в защиту композиции в фотографии.


Начнем с определения.

Композиция — организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и всему замыслу художника.

Фотография, хоть и выросла из живописи, не тождественна ей. Поэтому, конечно же, фотографы не всегда думают о композиции  во время съемки. Особенно репортеры. Если вам "посчастливится", как Ясуси Нагао, сделать подобный снимок ( молодой националист убивает лидера Социалистической партии Японии ), он, скорее всего, останется в истории мировой фотографии, несмотря на любые композиционные недостатки. Хотя даже здесь присутствует такой известный композиционный прием, как ритм.
001а.jpg

Интересно, что о "мифах композиции" от репортеров мне особо слышать не приходилось. Пишут об этом фотографы, как правило, занимающиеся постановочной съемкой. Красивые девочки в красивом белье ( желательно даже без белья ), в красивом интерьере с прекрасным видом за окном. Какая уж тут композиция!
Огорчу, любая постановка подразумевает композицию, так как композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и т. п. Чем же, если не распределением предметов и фигур в пространстве, занимается фотограф при съемке постановочных кадров?


Рассмотрим с точки зрения композиции снимок, вынесенный в заголовок. Надеюсь он вам понравился, в противном случае, вы вряд ли дошли бы до этого места. Автор: Светлана Гусева, выпускница SP-school (фотокурсов, основанных мной и Олегом Павловым несколько лет назад). Я веду в SP-school занятия по композиции, поэтому имею полное моральное право разобрать работу своей ученицы. И скажу сразу, снимок полностью решен известными композиционными приемами.

Итак, объект съемки. Что видела перед собой Светлана? Примерно это

002.jpg

Что ж, для хорошей запоминающейся работы одной позы маловато будет. Девушку тут тоже особо не рассмотришь, да и одежда местами сливается с фоном. На помощь приходят композиционные трюки.
Автор использует кусок дизайнерской бумаги для создания искуственной рамки внутри снимка. Намного лучше, но снимок выглядит статичным и при этом неуравновешеным композиционно.
003.jpg

Света поворачивает его на 90 градусов по часовой стрелке и уравновешивает композицию, при этом модель лишилась статичности и "полетела" в угол. А благодаря "левой" диагонали, которая у художников называется "диагональю ускорения", получился дополнительный эффект скорости.
004.jpg

А как же инструментальные исследования, отрицающие рассматривание фотографий слева-направо? Научно опровергнуть это я не могу. Сошлюсь на собственный опыт. Я книги часто открываю с последней страницы, листаю с конца, на страницах в первую очередь обращаю внимание на пятна, заломы, пометки, оставленные предыдущими читателями, в середине строки могу отвлечься на номер страницы или служебные типографские метки, пролистать вперед или назад, чтобы рассмотреть иллюстрации. Но в целом, я читаю книгу слева-направо с первой страницы до последней. Вот как бы выглядела эта фотография, если ориентировать модель вдоль другой диагонали. Мне кажется, что сейчас она, подобно японской улитке, пытается ползти вверх.
005.jpg

Но одной лишь диагональю дело здесь не ограничивается. Брови и низ юбки лежат вдоль линии, перпендикулярной основной диагонали и направленной в угол.
005a.jpg

Композиционно получился крест, так любимый Александром Родченко. Родченко, кстати, в 30-е годы читал целый курс по композиции для фотографов, т.е. учил слушателей в течение многих и многих часов тому, чего, по мнению некоторых популярных фотоблогеров, просто нет в природе. Да где ж теперь этот Родченко. Умер давным-давно.
Но и это еще не все. Посмотрим внимательнее на цвета. Благодаря изданию в 2004-м году книги Иттена, российские фотографы узнали о существовании цветового круга. В Adobe подсуетились и внедрили в фотошоп полезную утилиту Kuler, с помощью которой мы проверим насколько гармоничными с точки зрения цветовой теории ( которую фотоблоггеры, к счастью, пока не опровергают ) оказались цвета, подобранные Светланой.
Не знаю, насколько сильной была цветокоррекция исходного снимка, но итоговый выглядит почти как кулер прописал
007.jpg

Цвета 1,2,3 идентичны, 4 и 5 немного не хватает насыщенности. Зато так картинка выглядит спокойнее в цветовом плане. Вот и все: просто, со вкусом, по учебнику. Одна сплошная композиция)))

А мы как раз набираем слушателей на продвинутый курс SP-school, который стартует в конце февраля, где поговорим о композиции более подробно. Паблик курсов находится здесь

Если же все написанное кажется вам бредом и предел ваших стремлений лежит в области заколачивания денег при помощи фотокамеры, а особой разницы между этими картинками вы не видите или левая даже кажется более интересной,
008.jpg

то в паблик не ходите и комментариев не пишите, SP-school - для другой аудитории. А Света Гусева - молодец, горжусь. Надеюсь, мои уроки ей пригодились.

Tags: друзья, модный мир, мысли ни о чём
Subscribe

  • Минус один Кадников

    Медленно, но неотвратимо созидательная рука рынка выкорчевывает ивановское архитектурное наследие. В прошлом году жертвой "почетных"…

  • Умер Сергей Сотов

    Несколько дней назад умер владимирский художник Сергей Сотов, местная достропримечательность и самый знаменитый дворник города. Он прославился…

  • Красивый швейцарский автобус

    Вот какие красивые автобусы рассекали по швейцарским улочкам полвека с лишним назад. Марка и производитель мне неизвестны. Как и автор снимка.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments