Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Categories:

Carl Zeiss Jena Biotar 1,6/70

001.JPG

Немалая часть фотолюбителей проходит через один увлекательный процесс: сначала усиленно ищется на фотоаппарате кнопка "шедевр", а по осознанию отсутствия таковой, область усилий перемещается в технические джунгли. Здесь поиски, в основном, идут в двух направлениях: идеальная камера и идеальный объектив.

С камерами все ясно: у идеальной должно быть немеренное количество "жирных" мегапикселей, она никогда не ошибается при наводке на резкость даже в полной темноте, не шумит на заоблачных ISO, без ковыряния в равах выдает "ламповые" пленочные цвета, снимает со скоростью пулемета "Максим", размер камеры не должен превышать габариты пачки сигарет, а цена с китовым объективом - чуть ниже, чем у предпоследнего айфона. Если кому такая попадется - дайте знать, сам возьму!

С объективами несколько сложнее - либо покупается самый дорогой последней модели, либо ищется какая-нибудь "легенда". Легенды можно купить только с рук, а просят за них, обычно, как за дорогие новинки. Самой доступной отечественной "легендой" является Гелиос-44, через него прошли все, поэтому вспомним мы сегодня о нем лишь еще один раз, а про более дорогой и менее доступный Гелиос-40 есть хорошая статья в "фотокузнице"

Снимаю иногда на такой Гелиос и я, в основном студийные портреты в ретро-стиле. Нужно помнить, что любой легендарный объектив имеет очень узкую сферу применения и не может быть универсальной линзой на каждый день, в отличие от скрипок Гварнери и Страдивари. Гелиос-40 тяжел ( почти килограмм металла и стекла ), им практически невозможно попасть в резкость при отсутствии в камере режима Live-view, а резкость при этом наблюдается только в середине кадра, что накладывает ограничения на композицию снимка. Нужно ответственно относиться к выбору фона из-за ярко-выраженного "кудрявого" боке. Но если преодолеть трудности, результат понравится и фотографу и заказчику.
Отечественные гелиосы построены по схеме довоенных немецких биотаров, и у Гелиос-40 тоже был прототип - Biotar 75/1.5. Достать у нас в стране практически невозможно, а на ебее за него требуют в районе 2000$ за хорошее состояние и резьбу М42
Мне повезло, пару лет назад один хороший старый ивановский фотограф практически подарил мне линзоблок от какой-то ГДР-ской установки, на оправе которого кроме Carl Zeiss Jena красовалась надпись Biotar 1,6/70


002.JPG

Судя по серийному номеру, объектив был собран между 1961 и 1964 годами. Линзоблок прекрасно совмещается с геликоидом от 44-го гелиоса, что позволяет через соответствующие переходники ставить его практически на любую современную камеру.
Получаем очень легкий и компактный мануальный светосильный объектив с фокусным расстоянием 70 мм. Единственный, но зато огромный недостаток - отсутствие механизма регулировки диафрагмы.

Теперь о сфере применения. Абсолютно бесполезен в пасмурную погоду, не стал бы рекомендовать и для кропнутых камер. Для работы в студии отдаю предпочтение Гелиосу-40 из-за возможности управления диафрагмой. Что же остается биотару?
Съемка на улице в солнечный день в контровом свете на full-frame. Если попадете в резкость, результат практически гарантирован. Почти импрессионизм, благодаря своеобразному боке.

003.JPG

Объектив ловит радугу и зайцев. Но делает это весьма красиво. Такой эффект многие стремятся имитировать в графических программах.
004.JPG

Снимок этот, кстати, кроп из полного кадра, снятого на Canon 5d mark III.
005.JPG

Что же касается разрешения линзы, то в центре оно очень хорошее, даже в условиях засветки. Вот 100% кроп. Обратите внимание на красивые ореолы вокруг пальцев и стакана.
006.JPG

Резюме: очень специфическая линза для узкого круга задач, может выдать волшебную картинку при определенном стечении обстоятельств.

Совет: не ждите от нее автоматической магии, но и не слушайте специалистов, рассуждающих исключительно техническими категориями. Помните, что хороший снимок не обязательно должен быть резким, а слово "фотография" переводится на русский язык как "светопись", а не "письмо мегапикселями"
Tags: Гелиос-40, коллекция, люди, свадебная фотография, фото
Subscribe

  • Минус один Кадников

    Медленно, но неотвратимо созидательная рука рынка выкорчевывает ивановское архитектурное наследие. В прошлом году жертвой "почетных"…

  • Умер Сергей Сотов

    Несколько дней назад умер владимирский художник Сергей Сотов, местная достропримечательность и самый знаменитый дворник города. Он прославился…

  • Красивый швейцарский автобус

    Вот какие красивые автобусы рассекали по швейцарским улочкам полвека с лишним назад. Марка и производитель мне неизвестны. Как и автор снимка.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments

Bestglumaximum

January 17 2017, 14:09:47 UTC 4 years ago

  • New comment
там и портреты тоже весьма выразительные и при это резкие от и до, несмотря на то, что тогда размеры светоприемников прилично отличались от нонешних

  • Минус один Кадников

    Медленно, но неотвратимо созидательная рука рынка выкорчевывает ивановское архитектурное наследие. В прошлом году жертвой "почетных"…

  • Умер Сергей Сотов

    Несколько дней назад умер владимирский художник Сергей Сотов, местная достропримечательность и самый знаменитый дворник города. Он прославился…

  • Красивый швейцарский автобус

    Вот какие красивые автобусы рассекали по швейцарским улочкам полвека с лишним назад. Марка и производитель мне неизвестны. Как и автор снимка.…