Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Categories:

Ивановский ипподром и другие загадки на карте Люфтваффе

01.jpg

С детства обожаю возиться с географическими картами, а в наше время этому увлечению очень способствует интернет с его гугло-яндексом. Но вот со старыми планами нашего города в сети просто беда. Такое ощущение, что в советские времена составлением подробных и точных карт Иванова никто не занимался, либо они до сих пор не выложены в общий доступ. В принципе, понять можно, военная тайна, секреты от врагов и прочее, поэтому за подробностями лучше сразу обращаться к вражинам, которые время от времени к нашему славному городу проявляли повышенное внимание.

Некоторое время назад на сайте warfly.ru я обнаружил аэрофотосъемку Люфтваффе, датированную 1942 годом. Из нее следует, что Меланжевый комбинат представлял для немецкого командования особенный интерес, ибо его территория обведена по периметру белым, а основные корпуса пронумерованы. Наверное, собирались бомбить.

Но мое внимание привлек овальный объект к юго-западу от комбината. Похож на стадион с беговой дорожкой, только уж подозрительно большой.
При внимательном рассмотрении стало понятно. Это не что иное как ИППОДРОМ!


02.jpg

О том, что в Иванове когда-то существовал ипподром, сейчас напоминает лишь Кавалерийская улица ( хотя большинство горожан полагает, что ее название связано с событиями гражданской войны ), да статья Анны Кораблевой, основанной на краеведческом исследовании учеников школы №50.

Приведу несколько цитат:

на упоминание об ивановском ипподроме мы натолкнулись случайно, листая небольшую книжицу «Имена улиц города Иванова». Из нее следовало, что улица Кавалерийская названа так по расположению на территории ипподрома. А рядом и вовсе располагаются три Ипподромные улицы.

14 марта 1934 года в Иванове при облОсавиахиме открылась школа конного дела, в задачи которой входила подготовка младших командиров и «выучка» лошадей для Красной армии. Кавалерийская школа проводила парады, показательные выступления, конные соревнования пользовались большой популярностью и собирали много зрителей. Тогда же, в 30-е годы XX века, на подъеме энтузиазма созидания, охватившего страну Советов, в Иванове были построены меланжевый комбинат, дом-«корабль», стадион «Динамо», конноспортивный манеж, ипподром… Ивановцы старшего поколения могут вспомнить свои визиты на ипподром: на скачки вместе с родителями или тайком, в гости к лошадкам…
Сохранились воспоминания о соревнованиях тяжеловозов, суть которых заключалась в том, что на запряженную лошадьми телегу накладывали слитки чугуна и таким образом выявляли самого выносливого и сильного «конкурсанта»... многие наши конники, сидя в седле на стройных рысаках, тракенах, буденновцах в костюмах жокеев, буквально влюбляли в себя… Конные соревнования были очень популярны в Иванове. Мастера-наездники были не менее известны, чем футболисты, победители Кубка России 1940 года.

ежедневно наездники переправлялись к ипподрому от конноспортивного манежа – конюшни находились именно там. Их маршрут пролегал от улицы Колотилова (тогда Запольной), продолжался по Пролетарской (Боголюбовской), пересекал улицу Суворова (Преображенскую). Через улицу Смирнова (Нижегородскую) наездники попадали на Полянскую. Там, кстати, была Лошадинка или Лошадиная гора. И оттуда по улице Куконковых следовали до ипподрома, располагавшегося в районе нынешнего кинотеатра «Искра».


Если сравнить снимок люфтваффе с современной гугло-картой, то легко определить точное расположение ипподрома.
03.jpg

04.jpg

Ипподром располагался в прямоугольнике, ограниченном улицами Куконковых, Панина, Демьяна Бедного и проспекта Строителей. Т.е. школа №50 стоит на его беговой дорожке! Можно рассчитать и размеры сооружения. Лошади бежали по овалу размером примерно 410х160 метров! Выходит, ипподром был крупнейшим спортивным сооружением нашего города.

Увы, просуществовал он недолго. Война выкосила многое. И мужчин, и лошадей, и веру в кавалерию как в военную силу. Вторая мировая показала превосходство моторов над рысаками и в 50-е годы территория ипподрома была застроена жилыми домами. Не сохранилось и Ипподромных улиц с Ипподромным переулком.

Но не ипподромом единым увлекли меня немецкие фотографии. К юго-западу от ипподрома видна дорога. Часть ее сохранилась и рассекает по диагонали микрорайон Московский, выстроенный несколько лет назад на этой заболоченной территории. Говорят, до революции и вскоре после нее на этом месте была городская свалка. В детстве мы иногда находили здесь аптечные склянки с "ерами". Я помню эту дорогу в ее прежнем виде, выложенную камнем, вот как на этом снимке мэтра ивановской фотографии Анатолия Лисовского.
1177540207.jpg

Всегда было интересно, куда она вела. Снимок показывает, что к некоему огороженному сооружению.
05.jpg

Сейчас аккурат на этом самом месте расположена котельная ИПСА ГПС МЧС России. Что здесь было раньше, мне пока выяснить не удалось. Обращения к руководству академии и к некоторым известным краеведам ясности не внесли. Вся надежда на вас, дорогие читатели. Буду благодарен за помощь в разгадке.

Tags: Иваново, город, ипподром, история, карты, мысли ни о чём, нашёл_в_сети
Subscribe

  • Минус один Кадников

    Медленно, но неотвратимо созидательная рука рынка выкорчевывает ивановское архитектурное наследие. В прошлом году жертвой "почетных"…

  • Умер Сергей Сотов

    Несколько дней назад умер владимирский художник Сергей Сотов, местная достропримечательность и самый знаменитый дворник города. Он прославился…

  • Красивый швейцарский автобус

    Вот какие красивые автобусы рассекали по швейцарским улочкам полвека с лишним назад. Марка и производитель мне неизвестны. Как и автор снимка.…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Минус один Кадников

    Медленно, но неотвратимо созидательная рука рынка выкорчевывает ивановское архитектурное наследие. В прошлом году жертвой "почетных"…

  • Умер Сергей Сотов

    Несколько дней назад умер владимирский художник Сергей Сотов, местная достропримечательность и самый знаменитый дворник города. Он прославился…

  • Красивый швейцарский автобус

    Вот какие красивые автобусы рассекали по швейцарским улочкам полвека с лишним назад. Марка и производитель мне неизвестны. Как и автор снимка.…