Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Иваново - музей техники под открытым небом ( часть 2 - Аэродром "Северный" )

028.jpg

Аэродром "Северный" в Иванове - одна из крупнейших в России баз военно-транспортной авиации (ВТА). В 1984 году на "Северном" был создан музей ВТА. К сожалению для подавляющего большинства горожан практически недоступный, хотя для патриотического воспитания детворы весьма полезный. Он расположен в важном историческом здании, в стенах которого формировалась знаменитая эскадрилья "Нормандия - Неман". Увы, даже во время праздника "Открытое небо", когда аэродром открывает свои ворота для всех желающих, двери музея остаются закрытыми. К счастью, самые крупные и интересные экспонаты коллекции находятся снаружи.


Перед зданием музея расположен плац для гарнизонных построений, с одной стороны которого стоит памятник погибшим летчикам,
029.jpg

а с другой раскинул свои голубые крылья знаменитый Ил-14 , точнее, его военно-транспортная модификация Ил-14Т
030.jpg

Для подготовки данного поста мне пришлось ждать "Открытого неба", поэтому на фотографиях, кроме самолетов, будут люди, много людей. Сорри...
031.jpg

032.jpg

Рядом пристроился транспортно-десантный Ан-2ТД, любимый в народе "кукурузник", а среди детей особенно.
033.jpg

До сих пор эти самолеты незаменимы для подготовки парашютистов, вот только в нашей стране их уже давно не производят. Да-да, теперь все делают в Китае.
034.jpg

А этот красавчик - самолет-легенда, популярный в годы ВОВ транспортник Ли-2.
035.jpg

Ли - означает Лисунов. Он был главным инженером 84-го авиационного завода в Химках, эвакуированного в 1941-м году в Ташкент. Борис Павлович занимался организацией производства лицензионной копии американского DC-3. Эту копию и назвали в его честь Ли-2.
036.jpg

Самолет был крайне удачным для своего времени и использовался в самых разных сферах: как гражданский пассажироперевозчик и как десантный самолет, как военный транспортник и как дальний бомбардировщик, разве что в истребители его не записывали. Вклад Лисунова был оценен современниками и в Ташкенте появилась улица его имени. Увы, неблагодарные потомки переименовали улицу, как и все, что так или иначе было связано с Россией. Завод после развала СССР был ликвидирован и в Узбекистане давно не строят самолетов. Кажется на остатках завода собирались наладить производство железнодорожных вагонов. Почему-то кажется, что грузовых.
037.jpg

038.jpg

039.jpg

040.jpg

Перед входом в музей стоят две хвостовых стрелковых установки, снятые с еще одной легенды транспортной авиации - самолета Ан-12.
041.jpg

042.jpg

043.jpg

А вот и сам АН-12 ( в модификации Ан-12Б) , на протяжении долгого периода времени остававшийся ключевым военно-транспортным самолетом отечественных ВВС.
044.jpg

Как вы уже догадались, подавляющее большинство самолетов данного типа было построено в Ташкенте.
045.jpg

046.jpg

047.jpg

048.jpg

049.jpg

050.jpg

051.jpg

052.jpg

053.jpg

054.jpg


055.jpg

Рядом стоит еще один Ан-12, модификация АН-12БК-ППС
063.jpg

056.jpg

057.jpg

059.jpg

Во внешних контейнерах размещалось радиоэлектронное оборудование для постановки помех
058.jpg

060.jpg

061.jpg

062.jpg

Еще один уроженец Ташкента, Ил-76МД, главная рабочая лошадка ВТА России.
064.jpg

065.jpg

Потребовалось немало усилий и огромных денежных средств, чтобы перенести производство самолетов этого типа из Узбекистана в Ульяновск. С 2014 года завод "Авиастар-СП" серийно выпускает машины новейшей модификации Ил-76МД-90А
066.jpg

067.jpg

068.jpg

069.jpg

070.jpg

071.jpg

072.jpg

073.jpg

074.jpg

На фоне могучего соседа Ан-26 выглядит миниатюрным.
075.jpg

076.jpg

077.jpg

Не тот я двигатель заснял. В правом движке запрятан реактивный ускоритель, чтобы в нужный момент придать самолету дополнительную скорость.
078.jpg

079.jpg

080.jpg

А вот и жемчужина музейной коллекции. Самый большой в мире турбовинтовой самолет Ан-22 или "Антей"
081.jpg

Двигатели на нем стоят такие же, как и на стратегическом бомбардировщике Ту-95
082.jpg

083.jpg

084.jpg

085.jpg

В 70-е и 80-е годы "Антей" был частым обитателем ивановского неба.
086.jpg

Мальчишки легко узнавали его по характерному раздвоенному хвосту
091.jpg

092.jpg

093.jpg

Шасси было спроектировано так, чтобы самолет мог взлететь практически с любой поверхности, хоть с утрамбованого снега или даже травы
089.jpg

094.jpg

087.jpg

при максимальном взлетном весе в 225 тонн!
090.jpg

088.jpg

"Антей" на протяжении десятилетий оставался самолетом-рекордсменом по многим позициям. Но выпустили его на удивление мало: всего лишь 68 штук, включая две машины для испытаний. Руководство страны отдало предпочтение Ил-76, который хоть и уступал "Антею" по грузоподъемности, но летал на две сотни километров в час быстрее. Такой показатель, как расход топлива решили не учитывать, потому что авиационный керосин стоил в те времена сущие копейки. Сейчас Ан-22 за счет экономичности был бы востребован на мировом рынке грузовых авиаперевозок, однако в эксплуатации осталось только 5 машин. Четыре у нас и одна в Украине.
095.jpg

А вот хитрые американцы не стали спешить с переводом своего авиатранспорта на реактивную тягу. Их "Геркулесы" до сих пор остаются самым востребованным в мире военно-транспортным самолетом и строятся серийно уже более полувека. Из древнегреческого мифа мы знаем, что Геракл убил непобедимого Антея, подбрасывая злого великана в воздух. Академик И. Н. Фридляндер, принимавший участие в создании Ан-22, в своих воспоминаниях попытался оправдать промашку со столь странным названием тем, что самолёт приобретал энергию от земли, наполняя свои баки горючим. А по английски Геракл - это Геркулес. Печальное для нас подтверждение тезиса "как вы лодку назовете, так она и поплывет".
096.jpg

Строился "Антей" на неоднократно упоминаемом мною ташкентском авиационном заводе имени Чкалова, как и большинство других самолетов из коллекции музея ВТА. Так что дружба советских времен между нашим городом и столицей Узбекистана основывалась не только на поставках хлопка. И, наверняка, не случайно в Ташкентскую была переименована именно Летная улица областного центра.
097.jpg

Увы, восстановить производство Ан-22 сейчас не сможет ни Россия, ни Украина ( где базируется конструкторское бюро Антонова ), ни, тем более, узбекские вагоностроители. Это был поистине всесоюзный проект. Наши периодически продлевают ресурс оставшихся машин, ставя на них новые лопасти из Самары. Украинцы недавно подлатали свой единственный "Антей" и сдали его в аренду немцам. Порадуемся вместе с ними полету легенды. И полюбуемся на кусочек России, которую мы потеряли.


На этом можно было бы и закончить текущий обзор, но не стоит забывать о празднике "Открытое небо". В этот день посетителей музея ВТА ждет бонус. Нужно лишь дойти до взлетно-посадочной полосы, где гостей праздника ждет выставка различной рабочей техники. Неделю назад ивановцы могли увидеть самолеты:

А-50У
098.jpg

099.jpg

100.jpg

101.jpg

102.jpg

Ил-18, который, если верить википедии, в Центральной России летать давно уже не должен. Однако же, не могу я не верить своим глазам. Разгадка оказалась простой: перед нами модификация Ил-22, на фюзеляже которого, по сложившийся практике, указано название базовой модели. Спасибо за разъяснение mr_aviaman
103.jpg

104.jpg

Ил-76М, на борту которого организовали выставку Роскосмоса. Скажу сразу, выставка была ни о чем.
105.jpg

106.jpg

Снова порадовали публику десантники, показавшие технику, стоящую на вооружении 98-й дивизии. Машины были по-традиции густо облеплены детворой, поэтому второй год подряд мое внимание привлек лишь загадочный "Искандер"
107.jpg



Часть 1 - Сквер "Союза десантников"
Tags: kodak 14n, Иваново, город, история, фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments