Андрей Сафонов (kamajuki) wrote,
Андрей Сафонов
kamajuki

Categories:

"Зеркало-2016". Субъективный обзор конкурсных фильмов. Часть 4

Вот и закончился последний конкурсный день фестиваля. Впервые за 10 лет мне удалось осуществить давнюю мечту - просмотреть всю соревновательную программу игровых фильмов. Завершался конкурс показом двух лент: казахской "Чума в ауле Каратас" и американской "Радиогрезы"

IMG_0891.jpg

Итак, "Чума в ауле Каратас".





Абсолютно независимое и самое что ни на есть авторское кино. Бюджет - 6000 у.е. Режиссер Адильхан Ержанов, 1982 года рождения, а на вид моложе еще лет на семь. Молодой аким (т.е. мэр) назначен из города управлять аулом Каратас. Чиновник сразу же обнаруживает чудовищную растрату - 90% бюджетных средств расходуется на вакцину от гриппа. При этом вакцинация не помогает вообще, люди мрут как мухи, а единственно действующим средством против болезни, по мнению властей, являются танцы и пение. Аким пытается ввести карантин и провести расследование, но встречает откровенный саботаж со стороны главного врача аула, предыдущего акима ярко выраженной славянской внешности, абсолютно всех жителей аула и своей жены в частности. Очень скоро выясняется, что грипп и не грипп вовсе, а самая настоящая чума, что и до него руководство поселения пыталось изменить ситуацию, но отказалось от своих планов, потому что жители ничего не хотят менять, да и сам он назначен на должность главным расхитителем средств - врачом, который оказался дядей жены, и все, что от него требуется - ставить подпись под губительным для аула бюджетом. Попытки изменить отношение к проблеме местного населения ни к чему не приводят, против акима настроена даже жена, сама успевшая подхватить смертельную болезнь. Аким погибает в бесплодной борьбе, оставляя жителям аула право жить со своей любимой чумой.
По бредовости некоторых сцен, "Чума в ауле" вполне может конкурировать с латвийским "Рассветом", но в отличие от последнего смотреть на этот бред интересно. Во-первых картинка, по колориту и свету сильно смахивающая на картины Эдварда Хоппера, во-вторых, очень скоро становится понятно, что Каратас - это современный Казахстан в миниатюре, а чума - такие пороки казахского общества, как кумовство, коррупция и показной патриотизм. Герой фильма обречен на поражение и автор не видит выхода из сложившейся ситуации. Думаю, что рецепт у них, как и у нас в России, может быть только один - не давать и не брать самому.
Для мизерного бюджета в условиях отсутствия поддержки со стороны государства - очень достойный и смелый фильм. Молодец, Адильхан!
Забавным показалось только одно. Несколько лет назад Европа и Америка судила о жизни в Казахстане по комедии "Борат", если теперь там покажут и "Чуму", то мне даже страшно представить, каким будет выглядеть наш юго-восточный сосед в глазах западного зрителя)))

А завершали конкурсную программу американские "Радиогрезы".



Смешной и одновременно печальный фильм иранца Бабака Джалали, с 1986 года проживающего в Лондоне. Фильм об одном дне из жизни иранского писателя Рауни, известного на родине автора трех успешных романов. По причинам цензуры и отсутствия творческой свободы в тоталитарном религиозном государстве, писатель эмигрирует в США, где его книги на фарси не нужны никому, а на английском ему пока что удалось опубликовать лишь сборник рассказов. Чтобы заработать на жизнь, Рауни приходится работать на маленькой радиостанции в Сан-Франциско, вещающей на фарси для эмигрантов из Ирана. Каждый выход в эфир Рауни - маленькое произведение, к которому он и его подчиненные готовятся неделями. Например, он рассказывает о жизни сальвадорского поэта Роке Дальтона и выдает в эфир его стихи:

Когда узнаешь, что я умер, не произноси моего имени
а то замешкаются смерть и оцепенение.

твой голос, колокол всех пяти чувств, он станет
слабым маяком, разыскиваемым моим туманом.

Когда узнаешь, что я умер, доверься странным звукам.
Произнеси: цветок, пчела, слеза, хлеб, ураган.

Не дай своим губам сорвать покров с одиннадцати букв моих.
Я хочу спать, я так любил, я заслужил безмолвие.

Не произноси моего имени, когда узнаешь, что я умер,
Из сумрачной земли приду я на твой голос.

Не произноси моего имени, не произноси моего имени,
Когда узнаешь, что я умер, не произноси моего имени.


Или рассказывая о системе залпового огня "Катюша", широко применявшейся на фронтах ирано-иракской войны, Рауни заставляет своих сотрудников исполнять одноименную песню на русском языке.
Увы, его руководителям все это не очень интересно, им важны доходы и эфир постоянно прерывается рекламой местных забегаловок и специалистов по удалению волос с женского тела. Рауни чувствует себя как в западне, протестует, но снова и снова возвращается в эфир.
Наконец, ему удается придумать проект, заинтересовавший и хозяев станции: дать в прямом эфире джем-сейшн первой афганской хэви-метал группы и американской "Металлики". Успех передачи зависит только от одного, выполнят ли звездные американцы свое обещание и доберутся ли когда-нибудь до студии...
Отличное завершение конкурсной программы! Определенно, самой ровной за всю историю фестиваля.

Попробую пованговать призеров:

Гран-при: "Я, Ольга Хепнарова", "Радиогрезы" или "Перформанс"
Лучшая режиссура: "Я, Ольга Хепнарова", "Под небесами"
Если будут спецпризы, то сценарий - "Радиогрезы", операторская работа - "Страна просвещенных", мужская роль - "Радиогрезы", женская - "Я, Ольга Хепнарова", музыка - "Перформанс"

А завершился вечер для меня в Плесе, на чтении Аллой Демидовой стихов Арсения Тарковского.
IMG_0976.jpg
Там я узнал, что первоначально фильм "Зеркало" Андрей Тарковский планировал назвать  "Белый день", как одно из стихотворений своего отца,

Белый день

Камень лежит у жасмина.
Под этим камнем клад.
Отец стоит на дорожке.
Белый-белый день.

В цвету серебристый тополь,
Центифолия, а за ней -
Вьющиеся розы,
Молочная трава.

Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.

Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.

Арсений Тарковский

Tags: ЗЕРКАЛО, Иваново, жизнь, звёзды, люди, мысли ни о чём, стихи, фото
Subscribe

  • Минус один Кадников

    Медленно, но неотвратимо созидательная рука рынка выкорчевывает ивановское архитектурное наследие. В прошлом году жертвой "почетных"…

  • Красивый швейцарский автобус

    Вот какие красивые автобусы рассекали по швейцарским улочкам полвека с лишним назад. Марка и производитель мне неизвестны. Как и автор снимка.…

  • Юбилейная выставка Владимира Побединского в МВЦ

    В музейно-выставочном центре (Иваново, ул. Советская, 29) продолжает работу юбилейная фотовыставка Владимира Побединского, члена Союза…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments